Исторические концерты — серия общедоступных абонементных концертов при ИРМО, организованных в Москве Сергеем Никифоровичем Василенко с целью знакомства широкой публики с музыкой разных эпох и стилей. Концерты состоялись  в 1907—1917 годах.

Идея общедоступных исторических концертов принадлежала члену дирекции Московского отделения ИРМО Ю. С. Сахновскому. Дирекция ИРМО предоставляла для концертов бесплатно Большой зал Московской консерватории и нотную библиотеку. Новые ноты приобретались С. Н. Василенко за свой счёт. Большой симфонический оркестр постоянного состава включал преимущественно музыкантов Большого театра, а также оркестрантов со стороны. Музыканты (оркестранты и солисты — инструменталисты и певцы) выступали за умеренную плату, поступавшую из личных средств Василенко.

В  премьерный сезон (1907/1908гг.) состоялось 7 концертов, первый из них прошёл 25 ноября 1907 года. Программа  его  была  широко  афиширована.  Исполнялись:  Бах  —  Сюита  D-dur;  Сарабанда  в  обработке  Сен-Санса  для  скрипки  с  оркестром; Ария  в  обработке  Вильгельми  для  скрипки  с оркестром,  солист  К.  С.  Сараджев; «Бурре»— обработка  Геварта; Токката  и  фуга  c-moll  в  обработке  Клейнмихеля  для  оркестра; Люлли  —  Гавот; Рамо  —  Ригодон  —  в  обработке  Геварта; Гендель  —  Ларго  для  гобоя  со  струнным  оркестром;  Чаконна  для  скрипки  —  исп.  К.  С.  Сараджев;  1-й  концерт  для  органа  в  обработке  Зейферта  —  исп.  Э.  Цабель; Монсиньи  —  Чаконна  и  Ригодон  из  оперы  «Амина  —  царица   Голконды»  —  в  обработке Геварта.

«Весь абонемент расхватали в три дня. Приходилось вызывать полицию, так как у касс чуть не дрались»,  вспоминают современники. 

Концерты   происходили, как правило,  по  воскресеньям,  в  час  дня.  Устроители  учитывали,  что  подавляющая часть  аудитории  живет  далеко  от  центра, на  окраинах  Москвы, а   конка — да  и  позднее  трамваи  —  ходили  не  больно  быстро. Каждому  концерту     предшествовала лекция   популярного музыкального  критика  Юлия  Энгеля  (он работал   рецензентом в  «Русских    ведомостях»).   Коротко,   в доступной   форме  он рассказывал  о  композиторе,  эпохе,   стиле и  форме   произведений,    излагал   программу,  если  таковая была    в   сочинении.  Позднее   вступительные   слова  были     заменены подробными  печатными    программами,  составлявшимися,  большей  частью,   самим  С. Василенко.  Программы,  содержавшие  также  портреты  композиторов,  раздавались    держателям   абонементов   бесплатно.

В  течение  десяти  лет  существования  «Исторических  концертов»  основным  дирижером,  несшим  главную  нагрузку,  был  С.  Н.  Василенко.  После  ухода  Сахновского  его  место  занял  Ипполитов-Иванов,  а  помимо того,  стал  дирижировать  А.  К.  Глазунов.

Кроме  них  дирижировать  «Историческими  концертами»,  по  приглашению  Василенко,  приезжали  выдающиеся  музыканты  из  Петербурга  (H .  Н.  Черепнин),  из Харькова,   (В.  И.  Слатин),  из  Финляндии    (Роберт Каянус).  Дирижеров  соблазняла  возможность  ознакомиться  с  сочинениями  почти  никогда  не  исполнявшихся авторов  или  композиторов  далекого   прошлого,  таких, как  Батисто  Бассани,  Даль-Абако,  Корелли.

«Цены на билеты установили смехотворно дешевые. Преимущественное право на приобретение абонементов мы предоставили рабочим Цинделевской, Прохоровской, Морозовской и других фабрик, учащейся молодежи — университету, Институту путей сообщения, Народному университету имени Шанявского, техническим училищам. Учеников консерватории пускали по контрамаркам».

В каждый сезон,  начиная со второго (1908/1909гг.) проводилось около 10 концертов. С 4-го сезона (1910/1911гг.) наплыв слушателей стал так велик, что С. Василенко принял решение проводить генеральные репетиции при публике (по бесплатным пропускам).

В  пятый сезон (1911/1912гг.) каждый концерт повторялся. Концерты пользовались огромной популярностью, и в сезон 1913/1914 гг. получили «окончательное признание» прессы. В сезон 1914/1915 гг. концерты в Большом зале консерватории не устраивались, в сезоны 1915/1916 и 1916/1917 гг. возобновились, также было организовано несколько концертов в Малом зале с уменьшенным составом исполнителей. В 1917 году прошло три концерта в Большом зале под управлением Василенко со смешанной (не «исторической») программой, последний из них (22 марта 1917 г.) состоял из произведений Л. ван Бетховена (4-й фортепианный концерт исполнял Н. К. Метнер). Самый последний из Исторических концертов прошёл 6 апреля 1917 г. в Малом зале консерватории под управлением М. М. Ипполитова-Иванова.

В  программах   концертов  соблюдалась строгая  историческая  последовательность.   При   этом устроители  преследовали  две  цели:  ознакомить  неопытных  слушателей  с  ходом  развития  музыкальной  культуры,  начиная  с  X V I  века,  и  сделать  это  постепенно,  идя от  простого  к  сложному,  приучая  любителей  музыки  к звучаниям  современного  оркестра  и  слушанию  произведений  современных  композиторов.  По  настоянию  Василенко,   оркестр   демонстрировал   «наглядное  развитие составов  от  самого  малого  в  классических  вещах  —  до колоссального,  четверного,  с  прибавлением  нескольких хоров  —  в  сочинениях  Вагнера».

Для  пополнения  репертуара  «Исторических  концертов»  Василенко   неоднократно   предпринимал   поездки  за  границу.  С  1908  года  ежегодно,   преимущественно летом  (когда  циклы  прерывались),  он  выезжал  в  Берлин,  Болонью,  Вену,    Париж,  работал  в  музыкальных архивах,  куда  его,  как  исключение,  допускали  (объявленная  им  цель  —  розыск  новых  музыкальных  материалов  —  всегда  импонировала  ученым  хранителям  уникальных  ценностей! ).  Там  он  отыскивал  произведения забытых  или  малоизвестных  авторов   доклассического  периода,  начиная  с  X V  века.  Музыкальные  архивы  Болоньи,  Рима  охотно  предоставляли   ему   возможность снимать  копии  с  оригиналов-уникумов.  Знаменитая  клавесинистка  Ванда  Ландовска  энергично  помогала  молодому  делу  «Исторических  концертов»,  производила  специальные  и  часто  очень  эффективные  розыски.

Василенко  вспоминал:  «Заочно,  по  письмам,  я  познакомился  с  директором  знаменитой   школы  певцов (scola  cantorum) д’Экоршевиллем,  и  он  присылал  не¬обычайно  интересные  рукописи  для  моих  концертов».

Музыкально-пропагандистская деятельность композитора, выступавшего в роли дирижёра и одновременно в роли лектора, продолжалась и после Октября, когда она была перенесена в Сокольники — на эстраду общедоступных концертов, а также в воинские части и в рабочие клубы. Трудно переоценить значение этой благородной музыкально-общественной деятельности, которая может сравниться по своему значению с «Историческими концертами» Антона Рубинштейна и деятельностью Бесплатной музыкальной школы под руководством Балакирева и Римского-Корсакова.

Служение и демократизм

«Эта  мысль   (об  организации  «Исторических  концертов») интересовала  меня  давно  —  еще  во времена  моих  совместных  работ  с  Сафоновым,  когда  я, по  его  просьбе,  занимался  художественной  обработкой  некоторых  старых  мастеров»,  —  написал  Василенко  в своем  дневнике.  И  далее:  «Этими  концертами  имелось в  виду  дать   малосостоятельной   публике    (учащейся молодежи,  рабочим,  учителям  и  т.  д. )  за  самую  дешевую  плату  возможность  слушать  хорошую  симфоническую  музыку  в  хорошем  исполнении  и  с  первоклассными  артистами.  Это  был  первый  опыт  такой  широкой популяризации  классических  произведений   музыкальной  литературы  в  систематическом  цикловом  порядке».

Цены  на  места  были  самые  общедоступные.  Студенты  и  рабочие — любители  музыки  получили  возможность  за  14—20  копеек  посещать   «Исторические  концерты»  во  II  амфитеатре,  за  25—30  копеек  в  I  амфитеатре,  а  за  полтинник  —  в  партере.  Необычайная  дешевизна  билетов,  строгая  продуманность  и  цикличность программ,   составленных  в  хронологическом   порядке, участие  в  концертах  великолепного  оркестра  Большоготеатра,  согласившегося  играть  за  половинную  плату, участие  выдающихся  солистов  —  все  это  быстро  снискало  огромную  популярность  новому,  подлинно  демократическому  музыкальному  начинанию.

Уже первые абонементы  были   распроданы  за  три  дня.  Удивляться  этому  не  приходится.  Ведь  стоимость  абонемента  на  обычные  циклы  симфонических   концертов  Русского  музыкального  общества  в то время колебалась  между  50  и 20  рублями  (тогда  как  заработок   рабочего  часто  составлял  15—20  рублей  в  месяц!),   абонемент  же  на десять  посещений  «Исторических   концертов»   можно  приобрести   в  рассрочку    за  1  р.  40  к.  Самый  дорогой  абонемент  стоил  14  рублей.

Афиши  на «Исторические концерты» были  расклеены  не  только  на  улицах,  но  и на  фабриках,  заводах,  в  учебных  заведениях.  Множество  рабочих  Прохоровской,  Цинделевской  мануфактур  и других  фабрик  стали  постоянными  посетителями  «Исторических  концертов».  Количество  слушателей  росло  от концерта  к  концерту.  Исполнители   привыкли  видеть массу  публики  не  только  на  местах,  но  и  в  проходах, в  три  и  четыре  ряда  на  боковых  хорах,  даже  за  открытыми  дверями  зала,  в  фойе.  «Слушатели  приходили  на концерт,  как  на  праздник»,  —  писал  Василенко  в  своем  дневнике.

Концертные программы и исполнители

 Сергей Василенко составлял заранее на весь сезон таким образом, чтобы представить слушателям музыку в исторической перспективе: западноевропейскую музыку от XV-XVII вв. до К. Дебюсси, русскую — от XVIII в. до А. Н. Скрябина. Отдельные программы были полностью посвящены сочинениям Людвига  ван Бетховена (16 декабря 1907 г., 14 ноября 1910 г. и другие.), Вольфганга Амадея Моцарта (31 октября 1910 г.), Йозефа Гайдна (13 декабря 1909 г., с участием специально приглашённой В. Ландовской, с оркестром она играла на фортепиано, камерные сочинения исполняла на клавесине).

11 октября 1908 г. состоялся «экстренный» концерт, посвящённый памяти Н. А. Римского-Корсакова (дирижировал Василенко, исполнялись в том числе «Шехеразада» и «Светлый праздник»). Убеждённый вагнерианец, С. Н. Василенко неоднократно исполнял сочинения Р. Вагнера (к негодованию Ю. С. Сахновского, который искренне считал, что Вагнер «не стоит стоптанного сапога Калинникова». В 1909 г. он продирижировал заключительной сценой из оперы «Парсифаль» (впервые в Москве, с участием оркестра из 120 человек, большого сводного хора и колоколов, выбранных им специально для этого концерта на заводе Самгиных[5]). Впервые в России им были исполнены «Дон Кихот» Р. Штрауса (1910 г.), «Легенда о св. Елизавете» и «Данте-симфония» Ф. Листа (1911 г.). 7 января 1911 г. Василенко впервые дал авторский концерт.

В каждом сезоне С. Н. Василенко включал в программы и старинную музыку, увлечение которой у него возросло после гастролей в Москве в 1907 году (по приглашению ИРМО) французского Ансамбля старинных инструментов под руководством А. Казадезюса. Василенко делал попытки познакомиться со старинными инструментами и нотами, однако это не вызвало ответа со стороны Казадезюса ни тогда, ни впоследствии в Париже. По воспоминаниям Василенко, в 1907 году А. Казадезюс и А. Казелла, который играл в ансамбле Казадезюса на клавесине, заметив его заинтересованность, от контактов всё же уклонились. Начиная с лета 1908 года С. Василенко занимался поисками рукописей старинных мастеров в библиотеках Европы, нанимал переписчиков, далее ноты отсылались в Москву; за время существования Исторических концертов он побывал в библиотеках Болоньи, Милана, Парижа, Берлина, Вены, Дрездена, Нюрнберга, Амстердама.

Со второго сезона старинная музыка звучала в оркестровых переложениях Василенко — признанного мастера инструментовки. В дальнейшем ему помогали другие музыканты, в том числе его собственные ученики. Таким образом, в Исторических концертах в оркестровых переложениях были исполнены сочинения Ж. Б. Люлли, Ж.-Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Гретри, Г. Муффата, Ж.-М. Леклера, старинные французские песни, лютневая музыка XV—XVI вв. и другие (многие сочинения — впервые в России).

Постоянным концертмейстером оркестра Исторических концертов во всё время их существования был скрипач оркестра Большого театра Л. Н. Шило (1883—1944). В оркестре играли многие известные музыканты — концертмейстер  первых   скрипок  —  Л.  Н.  Шило,  альтисты А. К. Метнер и А. Г. Блюм, флейтист В. В. Леонов, кларнетист С. В. Розанов, первый гобой – Н. Назаров, валторнист В. Н. Солодуев, тромбонисты В. М. Блажевич и И. В. Липаев (инспектор оркестра), арфистка М. А. Корчинская и другие. Розанов, Корчинская выступали в концертах и в качестве солистов.

 В первых двух сезонах каждому концерту предшествовала лекция Ю. Д. Энгеля, в дальнейшем лекции были заменены подробными программами. Концертами дирижировал постоянно С. Н. Василенко, в первые два сезона также Ю. С. Сахновский, с 3-го сезона — М. М. Ипполитов-Иванов, в дальнейшем несколько концертов провёл Н. Н. Черепнин.

Постоянными  солистами  «Исторических  концертов» выступали,   помимо   их активных  друзей — великих русских  певцов  А.  В.  Неждановой  и  Л.  В.  Собинова, такие  замечательные оперные  артисты,  как  В. Р.  Петров, К.  Г.  Держинская,  В.  Н.  Петрова-Званцева,  В.  В.  Люце;  пианисты  А.  Зилоти,  К.  Н.  Игумнов,  А.  Б.  Голденвейзер,  С.  И.  Танеев,   М.   Н.   Мейчик,  скрипачи К.  С.  Сараджев,  Ал.  Могилевский  и  Мих.  Пресс,  органист  T.  X .  Бубек.  Солисты  нередко  отказывались  от  гонорара,  считая  честью  выступать  в  «Исторических  концертах».

Вскоре  к  отечественным   исполнителям   присоединились  знаменитые  иностранцы  —  клавесинистка  Ванда  Ландовска,  пианисты  Телемак   Ламбрино,    Макс Пауэр,  Эмиль  Фрей,  скрипачи   Анри   Марто,  Анри Казадезюс,  певица  Фелия  Литвин,   органисты   Жак Хандшин,  Оскар   Мериканто, Парижский   ансамбль «Общества  игры  на  старинных   струнных   инструментах».  Все  солисты  имели,  по  словам  Василенко,  «потрясающий»  успех  у  публики,  как  у  новой,  впервые  приобщившейся  к  большому  искусству,  так  и  у  искушенной, также  постоянно  посещавшей  этот  «Музыкальный  университет».

… В  N 42 либеральной,  «профессорской»,  как  тогда называли  ее,  газете  «Русские  ведомости»  (от  17  февраля  1909  года)  авторитетный  критик  и  просвещенный, демократически  настроенный  человек  Н.  Д. Кашкин писал:  «Большое  дело  делает  С.  Н.  Василенко,  отдавая все  свои  силы  и  знания  музыкальному   просвещению, создав  на  самом  деле  настоящий  «университет  истории музыки».  Целое  поколение  останется  ему  благодарным за  его  исключительное  музыкальное  просвещение».