Сергей Василенко
Композитор, дирижёр, музыкальный педагог, профессор. Два ордена «Трудовое Красное Знамя», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медаль «В память 800-летия Москвы», звание «Народный артист РСФСР», звание «Народный артист Узбекской ССР», лауреат Сталинской премии первой степени. Похоронен на Введенском кладбище. Мемориальная доска на д. 7 по Брюсову переулку в Москве.
С. Н. Василенко родился 18 (по иным данным - 30) марта 1872 г. в Москве. Отец – Никифор Иванович Василенко, окончил Киевский университет по филологическому факультету, был страстным любителем и знатоком сельского хозяйства и работал управляющим имениями крупных помещиков. Мать – Прасковья Алексеевна Гоголева – уроженка Петербурга. В семье Василенко было четверо детей – три дочери и сын Сергей. Как вспоминал С.Н. Василенко, «семья была дружная, весёлая и бодрая». Отец имел хорошее состояние: владел имениями в Самарской губернии, а затем в Елецком уезде Орловской губернии. Родители стремились дать образование детям. С. Н. Василенко свободно владел английским, французским и немецким языками.
В 1882 году их семья перебирается в деревню Царёвка (ныне Долгоруковский район Липецкой области), но за ними остаётся Московская квартира. В этот же год был отдан в 1-й класс гимназии Креймана, где пробыл только один год.
После получения среднего образования он, по желанию отца, в 1891 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1896 году с дипломом 1-й степени. Первоначально занимался уголовным правом (судебной медициной) под руководством В. А. Легонина. На последнем курсе университета Василенко принял решение «сменить юридическую карьеру на музыкальную» и поступить в консерваторию. По словам Василенко, «Легонин был необычайно поражён, более того, он, вероятно, решил, что я сошёл с ума…».
Музыкой С. Василенко начал заниматься сравнительно поздно. С 1888 года стал брать частные уроки у Ричарда Ноха, затем — у А. Т. Гречанинова (теория музыки), Г. Э. Конюса (композиция) и Сергея Протопопова (гармония). В 1895 году поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1901 года с золотой медалью. Его наставниками, а затем друзьями становятся виднейшие русские музыканты — С. Танеев, В. Сафонов, М. Ипполитов-Иванов. Через Танеева Василенко познакомился с П. И. Чайковским. Постепенно его музыкальные связи ширятся: Василенко сближается с петербуржцами — Н. Римским-Корсаковым, А, Глазуновым, А. Лядовым, М. Балакиревым; с музыкальными критиками Н. Кашкиным и С. Кругликовым; со знатоком знаменного распева С. Смоленским. Всегда интересны были встречи с начинавшими свой музыкальный путь А. Скрябиным и С. Рахманиновым. В эти годы С. Василенко пишет множество сочинений, в том числе, оперу–кантату «Сказание о великом граде Китеже и светлом озере Светлояре» (1903г). Дирижирует студенческим оркестром, помогает Сафонову в оперном и хоровом классах. Путешествует по Турции, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, посещает Германию, Голландию, Норвегию, Египет.
В 1903—1905 годах является дирижёром Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1907 году организовал при ИРМО общедоступные Исторические концерты и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907 году получил место профессора инструментовки и композиции в Московской консерватории, работал на этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941—1943 годах). Имел большой класс: А. В. Александров, А. Н. Александров, А. Дьячков, Н. С. Голованов, Н. Н. Зряковский, П. Ипполитов, В. Нечаев, Л. Половинкин, Д. Рогаль–Левицкий, Н. Рославец, Ю. Фортунатов, П. Чесноков и др.
Почти 40 лет творческого труда отдал С. Василенко советской музыкальной культуре, со всем свойственным ему оптимизмом и патриотизмом. С 1918 года - организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве, в 1925 году принял участие в организации радиотрансляций классической музыки. Важной сферой творческой деятельности Василенко было активное участие в работе по возрождению и становлению искусства национальных советских республик. Изучение фольклорных материалов республик Советского Востока, дирижерская и педагогическая деятельность в Туркмении и Узбекистане явилось стимулом для создания ряда сочинений, совместно с М. А. Ашрафи в 1938 году в Ташкенте композитор работал над созданием первой узбекской оперы «Буран».
Перу С. Василенко принадлежат фундаментальные труды по истории музыки и искусству инструментовки. Он неоднократно участвовал в фольклорных экспедициях, результатом которых явилось издание сборников народных песен. Стал одним из инициаторов «восстановления» в правах народных инструментов в качестве участников симфонического оркестра.
Художник, верно служивший своим искусством народу, Василенко сам оценил меру своего творчества: «Жить — это значит работать во всю силу своих способностей и возможностей на благо Родины».