Творчество

Творческое наследие композитора C. Василенко вбирает все современные музыкальные жанры. С. Василенко – автор  9 опер, 8 балетов, 5 симфоний; хоровых, камерных и других произведений, в которых он разработал фольклор советских и зарубежных стран Востока, а также обработок русских народных песен. Композитор написал сочинения для духовых и народных инструментов, романсы (свыше 200), музыку к драматическим спектаклям. Музыку к «первенцам» советской киноиндустрии начал писать в возрасте 60 лет.

Будучи композитором, С. Василенко развивал традиции Н. А. Римского–Корсакова и был склонен к эпическому тонусу музыки; характерен его интерес к русской народной песне, к поэзии Древней Руси. Под руководством С. В. Смоленского изучал крюковое пение, образцы которого использовал в Первой симфонии (1906). В предреволюционные годы увлекся эстетикой символизма (симфоническая поэма «Сад смерти» по О. Уайльду, 1908, и др.). Испытал влияние импрессионизма, стремился к красочности и изысканности оркестрового стиля. Особое место в творчестве С. Василенко принадлежало образам Востока, сначала в эстетезированной форме («Экзотическая сюита» для голоса и инструментального ансамбля 1916), позднее - на основе знакомства с музыкальными образцами культур разных регионов.

Оперы и оперетты

  • «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (1900—1902)
  • «Сын солнца» (1929)
  • «Христофор Колумб» (1933)
  • «Поп и поручик» (1935)
  • «Девушка из кофейни» (1938)
  • «Буран» (1938, совместно с М. Ашрафи)
  • «Великий канал» (1939, совместно с М. Ашрафи)
  • «Суворов» (1941)

Балеты

  • «Нойя» (1923)
  • «Иосиф Прекрасный» (1924—1925)
  • «Лола» (1925—1926)
  • «В солнечных лучах» (1925—1926)
  • «Треуголка» (1935)
  • «Цыганы» (1936)
  • «Акбиляк» (1942)
  • «Лола» (1943)
  • «Мирандолина» (1946)

Концерты и другие сочинения 
для солирующего инструмента с оркестром

  • «Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1913)
  • Концерт для балалайки с оркестром (1930)
  • 2 пьесы для виолончели с оркестром (1937)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1944)
  • Концерт-поэма для трубы с оркестром (1945)
  • Концерт для арфы с оркестром (1949)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1949)
  • Концерт № 2 для скрипки с оркестром (1952)
  • Концерт для кларнета с оркестром (1953)
  • Концерт для валторны с оркестром (1953)
  • «Весной», сюита для флейты и камерного оркестра (1954)
  • Вариации для виолончели с оркестром (1955)

Вокальные сочинения

  • 3 романса для голоса и фортепиано (1904)
  • «Заклинания», сюита для 2-х голосов и фортепиано (1909)
  • «Маорийские песни» для голоса и фортепиано (1913)
  • «Экзотическая сюита» для голоса, струнного квинтета, квинтета деревянных духовых, арфы и барабана (1915—1916)
  • 6 романсов для голоса и фортепиано (1921)
  • «8 алтайских песен» для голоса и фортепиано (1931)
  • «2 турецкие песни» для голоса и фортепиано (1931)
  • «4 романса на тексты старинных туркменских поэтов» для голоса и фортепиано (1932)

Музыка к театральным постановкам

  • Альцеста» Еврипида (1891)
  • «Лесные чары» Я. Полонского (1897)
  • «Пещное действо» С. Полоцкого (1902—1903)
  • «Дафнис» неизвестного автора (1902—1903)
  • «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1913, рукопись утрачена)
  • «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1914)
  • «Медведь и паша» Э. Скриба (1918)
  • «Игра интересов» Х. Бенавенте (1921)
  • «Том Сойер» по М. Твену (1925)
  • «Борис Годунов» А. Пушкина (1937)
  • «Пётр I» А. Толстого (1938)
  • «Алёнушка и Иванушка» Ю. Данцигера (1945)

 Сочинения для оркестра

  • «Эпическая поэма» (1900—1903)
  • Симфония № 1 (1904): партитура
  • «Сад смерти», симфоническая поэма (1908)
  • «Полёт ведьм», симфоническая картина (1909)
  • «В солнечных лучах», сюита (1910—1911)
  • Симфония № 2 (1911—1913)
  • «Сюита на темы лютневой музыки XIV—XVII» (1914)
  • «Зодиак», сюита на темы французских композиторов XVIII в. (1914)
  • «Испанские танцы», сюита (1925—1926)
  • «Индусская сюита» (1927)
  • «Китайская сюита № 1» (1928): партитура
  • «Китайская сюита № 2» (1931)
  • «Туркменские картины», сюита (1931)
  • «Советский Восток», сюита (1932)
  • Симфония № 3 «Итальянская» (1934)
  • Симфония № 4 «Арктическая» (1934)
  • «Узбекская сюита» (1943)
  • «В деревне», сюита (1943)
  • «Торжественная увертюра» (1943)
  • «6 славянских плясок» (1944)
  • «Украина», сюита (1945)
  • Симфония № 5 (1947)
  • «Сюита на китайские народные темы» (1954)
  • «Колхозная сюита» (1955)

Камерные сочинения

  • Струнный квартет (1899)
  • Серенада для виолончели и фортепиано (1918)
  • «4 пьесы на темы лютневой музыки XVI и XVII» для виолончели и фортепиано (1918)
  • «Восточный танец» для кларнета и фортепиано (1922)
  • Соната для альта и фортепиано (1923)
  • «Испанские танцы», сюита для фортепианного трио и малого барабана (1925—1926)
  • «Мелодии казанских и уральских татар» для гобоя, кларнета, фагота и фортепиано (1926)
  • 5 пьес для скрипки и фортепиано (1926—1932)
  • Струнный квартет (1926—1927)
  • «Квартет на туркменские народные темы» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и малого барабана ad libitum (1930)
  • «Японская сюита» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и ксилофона (1930)
  • Баллада для скрипки и фортепиано (1931)
  • 5 пьес для скрипки и фортепиано (1932)
  • Фортепианное трио (1932)
  • «Китайский скетч» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
  • «Квартет на американские темы» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
  • Сюита для балалайки и баяна (или фортепиано) (1945)
  • 6 пьес для скрипки и фортепиано (1950)
  • 5 пьес для виолончели и фортепиано (1950)
  • 5 пьес для скрипки и фортепиано (1951)
  • Сюита для скрипки и фортепиано (1951)
  • 10 пьес для балалайки и фортепиано (1955)
  • Обработки народных песен, хоровые произведения.

Музыка к фильмам

  • «Изменник Родины» (1932)
  • «Окраина» (1933)
  • «Гибель сенсации» (1934)
  • «Золотое озеро» (1935)
  • «Джульбарс» (1935)
  • «Обновлённая земля» (1935)
  • «Шёл солдат с фронта» (1938)
  • «Пропавшая грамота» (1945, анимационный)