Творчество
Творческое наследие композитора C. Василенко вбирает все современные музыкальные жанры. С. Василенко – автор 9 опер, 8 балетов, 5 симфоний; хоровых, камерных и других произведений, в которых он разработал фольклор советских и зарубежных стран Востока, а также обработок русских народных песен. Композитор написал сочинения для духовых и народных инструментов, романсы (свыше 200), музыку к драматическим спектаклям. Музыку к «первенцам» советской киноиндустрии начал писать в возрасте 60 лет.
Будучи композитором, С. Василенко развивал традиции Н. А. Римского–Корсакова и был склонен к эпическому тонусу музыки; характерен его интерес к русской народной песне, к поэзии Древней Руси. Под руководством С. В. Смоленского изучал крюковое пение, образцы которого использовал в Первой симфонии (1906). В предреволюционные годы увлекся эстетикой символизма (симфоническая поэма «Сад смерти» по О. Уайльду, 1908, и др.). Испытал влияние импрессионизма, стремился к красочности и изысканности оркестрового стиля. Особое место в творчестве С. Василенко принадлежало образам Востока, сначала в эстетезированной форме («Экзотическая сюита» для голоса и инструментального ансамбля 1916), позднее - на основе знакомства с музыкальными образцами культур разных регионов.
Оперы и оперетты
- «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (1900—1902)
- «Сын солнца» (1929)
- «Христофор Колумб» (1933)
- «Поп и поручик» (1935)
- «Девушка из кофейни» (1938)
- «Буран» (1938, совместно с М. Ашрафи)
- «Великий канал» (1939, совместно с М. Ашрафи)
- «Суворов» (1941)
Балеты
- «Нойя» (1923)
- «Иосиф Прекрасный» (1924—1925)
- «Лола» (1925—1926)
- «В солнечных лучах» (1925—1926)
- «Треуголка» (1935)
- «Цыганы» (1936)
- «Акбиляк» (1942)
- «Лола» (1943)
- «Мирандолина» (1946)
Концерты и другие сочинения
для солирующего инструмента с оркестром
- «Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1913)
- Концерт для балалайки с оркестром (1930)
- 2 пьесы для виолончели с оркестром (1937)
- Концерт для виолончели с оркестром (1944)
- Концерт-поэма для трубы с оркестром (1945)
- Концерт для арфы с оркестром (1949)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1949)
- Концерт № 2 для скрипки с оркестром (1952)
- Концерт для кларнета с оркестром (1953)
- Концерт для валторны с оркестром (1953)
- «Весной», сюита для флейты и камерного оркестра (1954)
- Вариации для виолончели с оркестром (1955)
Вокальные сочинения
- 3 романса для голоса и фортепиано (1904)
- «Заклинания», сюита для 2-х голосов и фортепиано (1909)
- «Маорийские песни» для голоса и фортепиано (1913)
- «Экзотическая сюита» для голоса, струнного квинтета, квинтета деревянных духовых, арфы и барабана (1915—1916)
- 6 романсов для голоса и фортепиано (1921)
- «8 алтайских песен» для голоса и фортепиано (1931)
- «2 турецкие песни» для голоса и фортепиано (1931)
- «4 романса на тексты старинных туркменских поэтов» для голоса и фортепиано (1932)
Музыка к театральным постановкам
- Альцеста» Еврипида (1891)
- «Лесные чары» Я. Полонского (1897)
- «Пещное действо» С. Полоцкого (1902—1903)
- «Дафнис» неизвестного автора (1902—1903)
- «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1913, рукопись утрачена)
- «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1914)
- «Медведь и паша» Э. Скриба (1918)
- «Игра интересов» Х. Бенавенте (1921)
- «Том Сойер» по М. Твену (1925)
- «Борис Годунов» А. Пушкина (1937)
- «Пётр I» А. Толстого (1938)
- «Алёнушка и Иванушка» Ю. Данцигера (1945)
Сочинения для оркестра
- «Эпическая поэма» (1900—1903)
- Симфония № 1 (1904): партитура
- «Сад смерти», симфоническая поэма (1908)
- «Полёт ведьм», симфоническая картина (1909)
- «В солнечных лучах», сюита (1910—1911)
- Симфония № 2 (1911—1913)
- «Сюита на темы лютневой музыки XIV—XVII» (1914)
- «Зодиак», сюита на темы французских композиторов XVIII в. (1914)
- «Испанские танцы», сюита (1925—1926)
- «Индусская сюита» (1927)
- «Китайская сюита № 1» (1928): партитура
- «Китайская сюита № 2» (1931)
- «Туркменские картины», сюита (1931)
- «Советский Восток», сюита (1932)
- Симфония № 3 «Итальянская» (1934)
- Симфония № 4 «Арктическая» (1934)
- «Узбекская сюита» (1943)
- «В деревне», сюита (1943)
- «Торжественная увертюра» (1943)
- «6 славянских плясок» (1944)
- «Украина», сюита (1945)
- Симфония № 5 (1947)
- «Сюита на китайские народные темы» (1954)
- «Колхозная сюита» (1955)
Камерные сочинения
- Струнный квартет (1899)
- Серенада для виолончели и фортепиано (1918)
- «4 пьесы на темы лютневой музыки XVI и XVII» для виолончели и фортепиано (1918)
- «Восточный танец» для кларнета и фортепиано (1922)
- Соната для альта и фортепиано (1923)
- «Испанские танцы», сюита для фортепианного трио и малого барабана (1925—1926)
- «Мелодии казанских и уральских татар» для гобоя, кларнета, фагота и фортепиано (1926)
- 5 пьес для скрипки и фортепиано (1926—1932)
- Струнный квартет (1926—1927)
- «Квартет на туркменские народные темы» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и малого барабана ad libitum (1930)
- «Японская сюита» для флейты, гобоя, кларнета, фагота и ксилофона (1930)
- Баллада для скрипки и фортепиано (1931)
- 5 пьес для скрипки и фортепиано (1932)
- Фортепианное трио (1932)
- «Китайский скетч» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
- «Квартет на американские темы» для флейты, гобоя, кларнета и фагота (1933)
- Сюита для балалайки и баяна (или фортепиано) (1945)
- 6 пьес для скрипки и фортепиано (1950)
- 5 пьес для виолончели и фортепиано (1950)
- 5 пьес для скрипки и фортепиано (1951)
- Сюита для скрипки и фортепиано (1951)
- 10 пьес для балалайки и фортепиано (1955)
- Обработки народных песен, хоровые произведения.
Музыка к фильмам
- «Изменник Родины» (1932)
- «Окраина» (1933)
- «Гибель сенсации» (1934)
- «Золотое озеро» (1935)
- «Джульбарс» (1935)
- «Обновлённая земля» (1935)
- «Шёл солдат с фронта» (1938)
- «Пропавшая грамота» (1945, анимационный)